ЕГО ПРАВИЛА — ЗАКОН
Преданный: ... Да, причины, почему они не позволяют западным людям ходить в Джаганнатх-мандир. Гуру Махарадж, какова причина, по которой брахманы Джаганнатха Пури…
Шридхар Махарадж: Физическая чистота, они строго соблюдают стандарты физической чистоты, даже мридангу (священный барабан) не позволяют вносить в храм. Мриданга, по их мнению, представляет собой нечистую шкуру коровы. Омкар Сита-Рам. Смарта-сампрадая. Представителям этой группы присуща специфическая религиозная концепция. Они носят на груди деревянные сандалии своих гуру всегда, и панды не позволяют им входить в храм в таком виде: «Это может быть падака вашего гуру, и она чиста для вас, согласно вашему относительному положению, но мы считаем это не более чем сандалиями. Поэтому мы не позволяем входить в храм с этой падакой, необходимо оставлять ее за дверью».
Они строго следуют стандартам физической чистоты, физическая чистота плюс некая ментальная модификация, такова их традиция. Они не позволяют кому бы то ни было, считают, что привычки млечх, яванов, как физические, так и ментальные, не чисты. Они очень тесно связаны с химсой (насилием), убийством животных и т. д. и другие обычаи также. Жизнь западных людей не контролируется шастрой, их поведение не регулируемо в соответствии с ведическими писаниями, поэтому им не позволяют входить в храм.
Даже, когда Ганди хотел войти в храм в сопровождении своих последователей, выходцев из низших каст, ему не позволили, и Ганди не вошёл в храм. Он хотел войти вместе с неприкасаемыми, но они не позволили ему это сделать. Хотя он обладал большим влиянием в стране, но ему не позволили. Затем жена Ганди, без ведома мужа вошла в храм и получила даршан Джаганнатха. Когда Ганди узнал об этом, то отругал свою жену: «Я не вошёл в храм. Почему ты отправилась увидеть Джаганнатха?»
Ганди был в большей степени патриотом, нежели преданным. Он считал, что его господство над женой постоянно и даже преданности Джаганнатху здесь нет места, он безраздельный хозяин своей жены. Но, по нашему мнению, жена поступила правильно. Как долго длится связь мужа и жены? Это лишь телесная связь, по большому счету. А там связь с Господом, Мужем мужей, Владыкой всего мира. С точки зрения этой связи, что есть этот низменный муж, кто он такой по сравнению с Владыкой всей вселенной? Он хотел удержать свою жену, не позволить ей войти в храм по причине своей националистической идеологии и политических воззрений, политическая зона, главным образом.
Харидас Тхакур не ходил в храм. Рупа и Санатана не входили в храм. Не только это, но, более того, Санатана Госвами избегал центральных улиц, по которым постоянно ходят слуги Джаганнатха. Санатана Госвами не ходил по этим улицам, по которым всегда ходят слуги Джаганнатха. Он делал это, оказывая почтение законам и подзаконам того места. Более того, Санатана Госвами написал в «Хари-бхакти-вилас»: «То, что я перечислил здесь, правила и предписания для преданных. Преданный должен пытаться следовать всем этим ограничениям, но то, что не упомянуто в этом трактате, им следует смотреть на традиции храма Господа Джаганнатхи и поступать соответствующим образом». Он настолько «католичен» в своей вере в Махапрабху...
Когда Махапрабху присутствовал в этом мире, всё, что было установлено в храме, мы должны принимать в качестве одобренного Им и не станем вмешиваться в Его законы. Его правила — закон, закон происходит из Его сладостной воли. Этот принцип мы не должны забывать. Всё обусловлено Им, не только устраивается Им, также обусловлены судьба, предназначение, всё в Его руках, вся вселенная сотворена согласно Его сладостной воли. Его положение столь высоко и неизменно, и Он Абсолютное Благо.
Правила и предписания предназначены для того лишь, чтобы привести нас к Абсолютному Благу, но Оно не подвластно закону, своим собственным правилам, Он выше всего, независим. Кришна-лила — наибольшее приближение к Абсолютному Благу, капризному Абсолюту, и это лучшая концепция. Накладывать любые ограничения на Абсолютное Благо — значит совершать самоубийство. Поскольку это не просто благо, а Абсолютное Благо. Мы не можем знать.
Однажды мы беседовали со Свами Махараджем, Ачьютананда присутствовал при этом. Когда он пришёл сюда из этого голубого дома, где Свами Махарадж жил три недели. Ачьютананда спросил Свами Махараджа: — О чём вы беседовали со Шридхаром Махараджем? — Если бы ты услышал, ты бы потерял сознание, — ответил Свами Махарадж.
Имеется в виду нечто недоступное твоему сознанию. Что это означает «ты потеряешь чувства»? Это означает, что эти темы, реалии не доступны твоему сознанию в твоём нынешнем состоянии, на данной стадии реализации, недосягаемы для тебя.
Рамануджачарья однажды хотел изменить правила и предписания, практику в храме Господа Джаганнатха. Размышляя об этом, он уснул в своей постели, а когда проснулся, то его тело вместе с кроватью было перенесено в другое место за 200 миль от храма Джаганнатха, и он подумал: «Где я? Я хотел изменить ограничения, нынешние правила и предписания в храме Джаганнатха... и теперь я здесь». Ему приснился сон. Рамануджа сказал: «Ты вдохновил меня изменить правила, присутствующие в храме, почему теперь Ты не позволяешь мне это сделать?» На что ему было сказано: «Ты можешь изменять правила в любых храмах, за исключением этого».
Пундарик Видьянидхи считается Вришабхану, отцом Радхарани, его воплощением здесь, в Гаура-лиле. Он думал: «Что делают эти панды? Эти невозможные люди, они не знают, что чисто, а что нет. Одежда, которая пропитана крахмалом, крахмал смешан с кровью, и эту одежду они предлагают Джаганнатху. Эти люди не знают, что чисто а что осквернено». И ночью он увидел, как ему явились оба, Джаганнатх и Баларам, пришли к Его ложу и надавали ему пощечин в обе щеки. Утром, когда люди спросили, что случилось с его щеками, почему они pacпухли, он рассказал им об этом. «Недопустимо менять любые правила и предписания, источником которых являюсь Я, не вмешивайся в это», — так ему было сказано.
Особые правила присутствуют в этом месте. Он Абсолют, которому недопустимо задавать подобные вопросы. Мы должны задавать вопросы лишь для того, чтобы понять, как это возможно, как все законы входят в Абсолютное Благо. Любой закон, мыслимый и немыслимый, в конечном счете входит в Абсолютное Благо, Абсолютное Добро, это немыслимо для нас по большому счету.
Бхактивинод Тхакур, перечисляя 108 Имен Кришны упоминает в конце «патита-паван Джаганнатх». Джаганнатх пришёл, чтобы спасти падших, а особенность Кришны состоит в том, что Он вместилище всех рас, первоисточник всех видов экстаза, олицетворенный экстаз — это Кришна. Поэтому Махапрабху также патита-павана, Он провёл большую часть своего времени там, в Джаганнатха Пури, большую часть своей жизни провел там, патита-паван — спаситель падших.
Но всё имеет уникальные, специфические черты, любая реалия. Доктор может предписать определенные лекарства, любую диету, но за исключением двух-трёх блюд. В Джаганнатхе также мы видим, с одной стороны очень либеральная позиция, за исключением двух-трёх моментов, таким образом.
В начале, когда я пришёл в эту линию, чтобы по достоинству оценить Махапрабху, я думал: «Если Махапрабху — воплощение Бога, тогда почему Он не прекратил мусульманское правление в Индии? Он терпел мусульманское правление здесь, в Индии. Он легко мог свергнуть мусульман», таким был мой вопрос. Но постепенно я понял, что это всё очень тривиально, это мусульманское правление есть политическая жизнь и не имеет ничего общего с духовной жизнью. Скорее это так, как царица Кунти приветствует враждебные обстоятельства, она просит: «Пожалуйста, всегда подвергай меня опасности. В этом состоянии я буду просить тебя о милости. Обычные мирские благоприятные обстоятельства будут вдохновлять меня игнорировать Твою драгоценную милость. Поэтому пусть я всегда буду сталкиваться с бедами».
Политическая среда, социум, не повод для жалоб. Соответственно результатам моей кармы я был помещен в определенную среду, и я должен начать мою духовную жизнь в этом окружении, там, где я нахожусь, соответственно своей прошлой карме. Мы должны начать свою работу, стремясь одержать победу над этими старыми ментальными клетками, в которых мы живём.
Мы не только должны жить без жалоб на наше нынешнюю атмосферу, но мы должны считать, что это было действительно необходимо для нашего возвышения. Так мы должны принимать любые враждебные обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся, видеть в них волю Господа, — это позитивный угол зрения.
Так мы должны иметь дело с этими обстоятельствами, это Необходимость с большой буквы, это потребность для меня. Нет ошибок в расчетах Господа. Эти обстоятельства были даны мне для моего блага, испытание, и я должен пройти это испытание. Тогда я совершу прогресс. Я получил шанс прогрессировать в жизни. Эта оппозиция, я должен превозмочь её, выстоять. Эта оппозиция была дана Кришной для того, чтобы я мог прогрессировать в жизни.
Таким образом, оптимистично мы должны встречаться со всеми негативными обстоятельствами — таков совет Шримад Бхагаватам. Только тогда очень легко и очень скоро мы сумеем превозмочь этот мир ложного понимания, эту майю, и мы будем освобождены. Не только свободны, но и участие в Сознании Кришны, жизни в преданности...
... Храм Падманабхи... У нас, санньяси, были в руках триданды (посохи), но они не позволили нам внести посохи с собой в храм. Местная традиция...
Б. Р. Шридхар Махарадж